Ива ГолосИва Голос

СВЯТАЯ ТРОИЦА РУБЛЕВА

Знаменитая "Троица" — самое прославленное произведение Андрея Рублева, жившего и творившего на рубеже 14 и 15 веков.


Тема Троицы, воплощающая идею Триединого Бога (Отца, Сына и Святого Духа), воспринималась тогда как некий символ времени, символ духовного единства, мира, согласия, взаимной любви, терпимости и смирения, готовности принести себя в жертву ради общего блага — обьединения русских земель и освобождение их от татаро-монгольского ига. Сергий Радонежский основал около Москвы монастырь с главным храмом во имя Троицы, твердо веруя, что "взиранием на cвятую Троицу побеждался страх перед ненавистной рознью мира сего". "Ненавистная рознь мира сего" в целом и его терроризм в частности злободневны и в наше время не меньше, чем 600 лет назад во времена Радонежского.

Сергий Радонежский, был выдающейся личностью своего времени. Он ратовал за преодоление междоусобиц, деятельно участвовал в политической жизни Москвы, способствовал ее возвышению, мирил враждовавших князей, содействовал обьединению русских земель. Особой заслугой Сергия Радонежского было его участие в подготовке Куликовской битвы, когда он своими советами и духовным опытом помогал Дмитрию Донскому, укреплял в нем уверенность в правильности избранного пути и, наконец, благословил русское воинство перед Куликовской битвой. Личность Сергия Родонежского обладала особым авторитетом для его современников. На его идеях было воспитано целое поколение людей эпохи Куликовской битвы. И Андрей Рублев как духовный наследник этих идей воплотил их в своем творчестве.

В основе сюжета Троицы лежит библейский рассказ о явлении праведному Аврааму божества в виде трех юношей-ангелов. Авраааму дано было понять, что в ангелах воплотилось божество в трех лицах. Издавна существует несколько вариантов изображения Троицы, иногда с подробностями застолья и эпизодами заклания тельца и печения хлеба. В рублевской Троице внимание сосредоточено на трех ангелах и их духовном состоянии. Они изображены восседающими вокруг престола, в центре которого помещена евхаристическая чаша с головой жертвенного тельца, символизирующего новозаветного агнца, то есть Христа. Смысл изображения — жертвенная любовь, самопожертвование во имя высоких идеалов. Левый ангел, означающий Бога-Отца, правой рукой благословляет чашу. Средний ангел (Сын), изображенный в евангельских одеждах Иисуса Христа, опущенной на престол правой рукой с символическим перстосложением, выражает покорность воле Бога-Отца и готовность принести себя в жертву во имя любви к людям. Жест правого ангела (Святого Духа) завершает символическое собеседование Отца и Сына, утверждая высокий смысл жертвенной любви, и утешает обреченного на жертву. Исследователи подчеркивают символическое космологическое значение композиции, в которой лаконично и естественно вписывается изображение, отражающее идеи Вселенной, мира, единства, обьемлющего собою множественность, космос.

Символика и многозначность образов Троицы восходит к древнейшим временам. У большинства народов такие понятия и изображения, как древо, чаша, трапеза, дом, гора, круг, имели символическое значение. Глубина осведомленности Андрея Рублева в области древних символических образов и их толкований, умение соединить их смысл с содержанием христианского догмата о триединстве бога предполагают высокую образованность, характерную для тогдашнего просвещенного общества, к которому и принадлежал художник. Постигая красоту и глубину содержания, соотнося смысл Троицы с идеями Сергия Родонежского о созерцательности, нравственном усовершенствовании, мире, согласии, мы как бы соприкасаемся с внутренним миром Андрея Рублева, его помыслами, претворенными в этом произведении. То рублевское время — это наше время. Наше время распавшихся и враждующих между собой евразийски единых княжеств-республик бывшего СССР очень похоже на то время тоже враждовавших между собой родо-племенных удельных как российских и польско-литовских княжеств, так и татаро-монгольских улусов.

Рублевские картины были созданы в пору наивысшего расцвета московской живописи 15 века. Приобщившись в 14 веке к византийскому искусству так называемого палеологовского стиля, оказавшего воздействие на культуру большинства стран восточнохристианского мира, московские мастера, усвоив его отдельные элементы и приемы, сумели не только преодолеть, но и превзойти византийское наследие. Отказываясь от аскетизма и суровости византийских образов, их отвлеченности, Андрей Рублев вместе с тем ощущал их античную красоту, эллинскую основу и воплощал это в своем искусстве. Андрею Рублеву удалось наполнить традиционные византийские образы новым русским содержанием, соотнеся его с главнейшими идеями своего времени: обьединением русских земель в единое государство и всеобщим миром и согласием, что продолжает оставаться актуальным и в наше время: тоже обьединением, но уже всех евразийских земель и народов и достижение всеобщего евразийского мира и согласия между ними. Поэтому Троица Рублева и помещена на обложку Евразийского Манифеста как непреходящий и немеркнущий символ триединства уже не только бога, но и человека, общества, семей, наций, организаций и цивилизаций.

Академик Д.С.Лихачев заметил, что национальные идеалы русского народа полнее всего выражены в творении двух его гениев — Андрея Рублева и Александра Пушкина. Именно в их творчестве отчетливее всего сказались мечты русского (и евразийского) народа о самом хорошем человеке, об идеальной человеческой красоте...


Эпоха Рублева была эпохой возрождения веры в человека, в его нравственные силы, в его способность к самопожертвованию во имя высоких идеалов", что и отражено в его "Троице". Как раз именно этого нам сегодня и не хватает прежде всего., о чем см. далее ЕВРАЗИЙСКИЙ МАНИФЕСТ или см. НАЧАЛО



Используются технологии uCoz