Абсолютизация взглядов классиков марксизма-ленинизма привела к застою в СССР как в самой общественной жизни, так и в теориях ее отражающих, в т.ч. и в философии истории...
Развал Советского Союза и возникшие в связи с этим негативные процессы, показали насколько важно философское осмысление истории вообще, России и "братьев ее меньших" в частности. Философия истории в настоящее время выходит в разряд наиболее важных наук, от которых в значительной степени зависит будущее России и Евразии в 21 веке. История охватывает во времени и пространстве всю природу и все человечество. Какую бы область человеческой деятельности мы не взяли, любая из них имеет свою историю. Теоретически осмысленный исторический опыт может быть использован для прогнозирования будущего, которое реализуют люди, умеющие это делать. Философия истории — это наука об историческом развитии человечества, изучающая наиболее общие законы исторического процесса, создающая теорию исторического познания, философски обосновывающая рождение, развитие, старение и исчезновение этносов, наций, народов, государств и империй. Если историю творят люди, то философию истории создают философы. В каждый свой труд настоящий ученый вкладывает и частицу своего сердца. Поэтому настоящим ученым можно верить. Философия истории неотделима от ее создателей философов историков и их история с их философией это по сути и есть философия истории с древних времен до наших дней. Отцом истории считают Геродота (484-420гг до н.э), который не только написал первую историю греческого народа, историю персидских войн, создал целостную картину жизни разных племен и народов всего древнего средиземноморского мира, но и впервые применил сравнительный анализ исторических фактов, рассматривая их как цепь взаимосвязанных событий. История Геродота — это первый памятник исторической мысли, где история человечества представлена, как развивающийся во времени и в пространстве процесс, в ходе которого меняются судьбы народов и сами народы. В древнюю историю человечества значительный вклад внесли также Сократ (469-399гг до н.э), Платон (429-347гг до н.э), Аристотель (384-322гг до н.э), Цицерон (106-43гг до н.э) и многие другие философы и мыслители древнего мира. Августин Блаженный еще в 5 веке для обоснования ведущей роли церкви в жизни общества выдвинул идею о том, что человеческая (разумная), божественная (духовная) и природная (материальная) истории едины и неразделимы. В этой единой истории "Божий град" (церковь) включает меньшую часть человечества и "имеет будущее"; "град Земной" (государство) включает большую часть человечества и имеет только настоящее, т.е. государство, а вместе с ним нация и другие его институты — временные структурные образования для настоящей, текущей организации жизни того или иного общества или сообщества людей. Из этого следует, что государство должно служить церкви, материя — духу. Спустя тысячу лет Николо Макиавелли (1469-1527гг) и Жан Боден (1530-1596гг), для утверждения гражданского развития общества и государства эпохи Возрождения, наоборот, обосновали необходимость сильной государственной власти, в подчинении которой должна находиться религия. Такие крайности не могли долго удовлетворять пытливые умы лучших людей человечества и поэтому уже в 16 веке появились утопические идеи о социализме и коммунизме, отдельные черты которого возникли еще в период раннего христианства, еще в начале эры. Вождь народной революции в Германии в период Реформации Томас Мюнцер (1490-1525гг) выступил с идеей уравнительного коммунизма. Английский гуманист Томас Мор (1479-1555гг) в своей "Книжке поистине золотой..." приходит к выводу о необходимости создания высокоорганизованного производства на основе общественной собственности и справедливого распределения общественного богатства за личный труд каждого на благо коллектива. Итальянский монах Томмазо Компанелла (1568-1639гг) в "Городе Солнца" изложил свой коммунистический идеал. Дальнейшее развитие общественной (народной) философии истории получает в Новое время, когда обостряются противоречия между все возрастающей свободой отдельного человека и осознанной необходимостью подавления этой свободы со стороны общества, в т.ч.и государства. Английский философ-материалист Томас Гоббс (1586-1689гг) для устранения этих противоречий выдвинул теорию общественного договора. Он писал: "Для установления общей власти необходимо, чтобы люди назначили одного человека (президента) или собрание людей (депутатов), которые явились бы их представителями, чтобы каждый человек считал себя доверителем в отношении всего, что носитель общего мира будет делать сам или заставит делать других в целях сохранения общего мира и безопасности и признал себя ответственным за это. Это больше, чем согласие или единодушие. Это реальное единство, воплощенное в одном лице посредством соглашения, заключенное каждым человеком с каждым другим таким образом, если бы каждый человек сказал каждому другому: я уполномочиваю этого человека или это собрание лиц и передаю ему мое право управлять собой при том условии, что и ты таким же образом передашь ему свое право и санкционируешь все его действия. Если это свершилось, то множество людей, обьединенных таким образом в одном лице, называется государством". Это прообраз современного буржуазного западного государства. Известный гуманист Франсуа Мари Аруэ Вольтер (1694-1778гг) внес в "общественный договор" элементы гуманизма, в основе которых лежит обязательство властей действовать на благо своих подданных, гарантировать соблюдение их естественных прав, в современном штампе — прав человека, важнейшими из которых являются свобода, равенство перед законом и право собственности на результаты своего труда. Дальнейшее развитие взаимоотношений людей с обществом, государством и между собой привело философов к мысли о причиноследственных связях в истории и в природе. Из всех работ немецкого философа Иммануила Канта (1724-1804гг) по философии истории наиболее полно историческая тема отражена в "Идее всемирной истории...", где утверждается мысль о зависимости человеческих поступков и исторических действий от общих законов природы: "Нельзя предполагать у людей какую-либо разумную СОБСТВЕННУЮ цель, надо попытаться открыть в этом бессмысленном ходе человеческих дел цель природы, на основании которой у существ, действующих без собственного плана, была бы возможна история согласно определенному плану природы". Кант полагал, что современный человеческий род достигнет такого состояния, когда все его природные задатки полностью разовьются и его назначение на Земле будет исполнено, он состарится и исчезнет, наступит конец этого света, уступив место новому сверхчеловечеству. Но прежде чем это произойдет, будут стариться и исчезать современные нации и народы, уступив место единому человеческому роду. |
Наиболее полно и всесторонне, с учетом идей всех своих предшественников и современников философию истории разработал Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831гг), главная мысль которого сводится к тому, что и в истории, и в природе господствует разум, следовательно, и весь всемирно-исторический процесс совершается разумно по воле высшего разума. Таким образом Кант и Гегель на арену истории вывели новое действующее лицо, новую субстанцию природы — разум и дух. По Гегелю дух развертывается как в природе, так и в истории человечества, где он в познании из субстанционального (материального) вообще превращается в субстанциональное в истории. Сущность духа есть деятельность. Дух есть и субьект, и обьект одновременно. Как субьект он создает обьект, который познается им самим. Познавая себя, он приходит к себе, становясь свободным духом. История по Гегелю — это развитие понятия свободы. Когда дух до конца познает себя в своем обьекте, история завершается и наступает "конец света", о котором говорят все религии. Гегель на первый план выдвигает деятельную природу духа, который производит себя в качестве духа того или иного этноса, нации, или цивилизации. История народов, империий и цивилизаций — это ступени, которые составляют последовательные эпохи всемирной истории. Гегель в 18 веке, как и Августин Блаженный в 5 веке делит людей на 2 категории: одни воспроизводят материальные блага, создают необходимые для жизни народа и государства условия — это ЛЮДИ МАТЕРИИ, их подавляющее большинство, массы; другие отдают свою жизнь, энергию и разум во имя достижения общественного блага — это сверхлюди, понимающие, что надо делать сейчас, что теперь своевременно и важно — это ЛЮДИ ДУХА. Именно это является Правдой, Истиной их времени и их мира, ближайшим родом, новым этносом, новой нацией и народом, который уже находится у них внутри, в их духе, в их голове, в их мыслеформе. Их главным делом является знать это вообще, необходимую ближайшую ступень в развитии их мира, сделать ее своей целью и вложить в ее осуществление свою энергию. Гегель наиболее полно вобрал в свое учение все ценное, что было накоплено всем предыдущим развитием философии истории. То, что Гегель называет духом, может быть и "ноосферой" Вернадского и этническим полем Гумелева, человеческий дух вполне можно наполнить материалистическим содержанием, назвав его сверхсознанием на уровне современного понятия торсионного поля физического вакуума. Никто из философов так полно не воспользовался философией Гегеля, как Карл Маркс (1818-1883гг) и Фридрих Энгельс (1821-1895гг) при разработке своей философии диалектического материализма. Из всей философии Гегеля Маркс выделил экономические аспекты жизни, а из всех общественных отношений — производственные, как наиболее злободневные в то время для бурно развивающегося капитализма. О сути диалектического материализма Маркс писал: "Общий результат, к которому я пришел и который послужил затем руководящей нитью в моих дальнейших исследованиях можно кратко сформулировать следующим образом. В общественном производстве люди вступают в определенные, необходимые, от них не зависящие отношения — производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производительных сил составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обуславливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание". И это правильно, но только "для людей материи", но совершенно не годиться "для людей духа", которых ни Маркс, ни Ленин, ни все прочие марксисты-ленинисты ни в прошлом, ни в настоящем ни в философии Гегеля, ни в жизни "не заметили". Именно поэтому теория диалектического материализма Маркса, приспособленная Лениным к революционной ситуации в России, оказалась нежизнеспособной и рухнула в 1991 году, но тем не менее, построение социализма в СССР и в странах народной демократии оказало большое влияние на всемирную историю и внесло огромные перемены в развитие всего человечества. Но "людей духа", сверхлюдей в философии Гегеля и Августина Блаженного заметили другие. Как противодействие чисто материалистическому, марксистско-ленинскому воззрению на мир возникло иррационалистическое истолкование общественно-исторического процесса через понятие жизни как абсолютного и бесконечного начала мира, которое, находясь в основе как материи, так и сознания, обладает творческой активностью. Одним из наиболее извесных основоположников такой "философии жизни" был Фридрих Ницше (1844-1900гг), который оказал большое влияние не только на дальнейшее развитие западной философской теории, но и на практику расизма и фашизма. Исходя из положения о том, что мир есть воля к власти, которая воплощается в сверхчеловеке, Ницше создал всебьемлющую концепцию волюнтаризма, согласно которой развитие жизни как в природе, так и в обществе отрицается. По Ницше жизнь есть вечное движение, которое он называет "становлением". Все процессы духовной и физической жизни в своем постоянном течении предстают как различные модусы действия воли и власти. |