Ива Голос

Истинный ГЕРБ И СИМВОЛ г. Наб.Челны

Мэру г.Наб.Челны, а также генеральным и прочим директорам КамАЗа, КамГЭС, КБК и других предприятий и фирм, депутатам всех уровней и рангов, другим представителям властей всех мастей! Всем жителям гор.Наб.Челны! Всем нужен хороший и символ, и герб города!


Хорошие символы всегда имели и продолжают иметь большое значение в жизни людей. Герб города Наб.Челны обсуждается уже более 20 лет, предложено более 100 вариантов, но приемлемого решения так и не найдено из-за отсутствия его идеологии. Нет концепции герба! Поэтому вместе с художественным изображением (картинками), предлагаю всем для обсуждения свои варианты герба еще и в описательном (текстовом) виде, что позволит подвести под него еще и идеологию. По закону настоящие изобретения или предложения должны начинаться с критики прототипов. Поэтому сразу и законно можно сказать, что изображенный на гербе в "Веч.Челнах" №15 "то ли буйвол, то ли бык, то ли тур" — не только "ни к селу, но и ни к городу", тем более для Наб.Челнов уже хотя бы потому, что он внешне почти полностью похож на белорусского зубра, почти скопированного с радиатора автомобилей "МАЗ" Минского автозавода. И вообще, почему на гербе Наб.Челнов изображен бык, а не корова (чье молоко пьют все жители города) или коза (которых полно бродит по орловскому кольцу), осел или слон, а еще лучше ископаемый мамонт для любителей "звериной" старины и древней истории города (мамонт тоже олицетворяет "мастадонскую мощь" не меньше, чем набычившийся бык). "Звериная", животная символика характерна для старых, древних городов, вокруг которых тогда было много разного, в т.ч. и промыслового зверья, что тогда и отражалось на гербах. Но, когда здесь были мамонты, быки и бизоны, Наб.Челнов тогда не было. Видимо поэтому и по многому другому "бычий" герб был снят с обсуждения и геральдисты переключились на "лодочные" гербы.

Но представленная на совещании в мэрии 28.12.2004г. и "челнинская" (от слова "челн", т.е. лодка) серия гербов внешне тоже почти полностью похожа, но уже на ладью и тоже почти скопированную, и тоже с радиатора, но уже автомобилей "ВАЗ" Волжского автозавода. А на одном гербе изображена грамофонная труба, но без патефона и пластинки... Авторы этих и "лодочных", и "бычьих", и "грамофонных" гербов, конечно, вкладывали в них совсем другой, возможно глубокий, широкий и даже очень высокий смысл. Но при этом все символисты-геральдисты должны знать и всегда помнить основное правило, что главное в любом символе, в т.ч. и в гербе, — это не то, какой смысл вкладывает в него автор, а то, как будет воспринят герб людьми, для которых он создается, какой смысл люди всего города будут вкладывать в нарисованный символ, что далеко не одно и то же, т.к. одни и те же понятия далеко не всегда и далеко не всеми воспринимаются одинаково и однозначно. Поэтому символы герба должны быть простыми и всем понятными без двусмысленных и тем более многозначительных толкований. И если людьми "челнинский" герб будет восприниматься, как ладья с радиатора вазовских автомобилей, а парус, как грамофонная труба (а это так и будет, т.к. вазовская ладья за 40 лет работы "ВАЗа" уже глубоко укоренилась в сознании людей, как в России, так и за рубежом), то уже только поэтому такой герб не годится и от такого герба лучше всего отказаться еще на стадии его рассмотрения добровольно, т.к. не исключено, что этот герб придется снимать по судебному иску "ВАЗа" за плагиат его товарного знака, хотя как элемент герба челнинский "челн" вполне уместен, но без "излишеств", можно даже и с парусом, но простым и всем понятным с детства.

Белеет парус одинокий В тумане Камы голубом...
Что ищет он в стране далекой? Что бросил ты в краю родном?

Символистам-геральдистам надо знать и второе правило, что излишняя детализация только вредит геральдическому делу, т.к. в процессе "эксплуатации" герба, многие детали неизбежно искажаются и теряются, искажается порой до неузнаваемости и сам символ, а остается только общий, огрубленный его образ, примером чего может служит "трехногая" лошадь товарного знака КамАЗа. В оригинале, естественно, эта лошадь была четырехногой, но постепенно камазовская лошадь одну свою ногу "потеряла", скорее всего, на пожаре завода двигателей, когда вывозила сгоревшее оборудование. Все это стало причиной анекдотов и злословий, в т.ч. и о том, что "КамАЗ" не может выбраться из кризиса, потому что его лошадь, везущая камазовский груз проблем и достижений — трехногая калека.

Однако, при всей ущербности ног камазовской лошади у нее есть и много достоинства. Во-первых, — это ЛОШАДЬ! А лошадиную тему можно развивать до бесконечности... Для русских, татар и других народов Российской Евразии Лошадь — это нечто значительно большее, чем просто лошадь, (как, например, бык или корова). Для Челнов это рабочая, работящая и уже 30 лет работающая в качестве товарного знака КамАЗа лошадь. И уже только этим многое, а то и, вообще, все сказано. Во-вторых, если уж челнинско-московские геральдисты сознательно или подсознательно копируют на свои гербы товарные знаки чужих заводов, то, продолжая эту челнинскую геральдическую традицию, почему бы не скопировать на герб города Наб.Челны свой родной символ — товарный знак своего родного КамАЗа? Тем более что камазовская лошадь, — весьма оригинальный, уникальный и давно уже работающий и на КамАЗ, и на город, и на Татарстан, и на Россию символ.

Но всю камазовскую лошадь помещать на герб города нельзя из-за двух ее изьянов: 1 – потому что лошадь "трехногая", 2 – из-за противоестественной динамики движения лошади (если центр поворота слева, то голова лошади направлена в противоположную сторону, что противоестественно для всей бегущей живности; а если центр поворота справа, куда повернута голова, то лошадь изображена в падении, в неустойчивом положении, что вообще не годиться не только для городской символики, но и для товарного знака. Поэтому КамАЗу, чтобы выбраться из кризиса, ноги у лошади лучше было бы обрезать, а оставшуюся голову, шею, хвост и корпус лошади расположить на своем товарном знаке не справа от слова "КАМАЗ", а над ним, скрыв таким образом "дефектные" ноги лошади и противоестественную ее динамику за надписью, "за кадром"). Причем, за надписью "КАМАЗ" лучше расположить не одну голову лошади, а две, для симметрии. На российском гербе изображен двуглавый орел. А почему на товарном знаке КамАЗа не может быть изображена двуглавая лошадь? За надписью "КАМАЗ" может быть изображено даже три лошади: две лошади по краям — в профиль (вид голов лошади сбоку, направленных в противоположные стороны), и одна лошадь по центру — в фас (вид спереди) — по аналогии со знаменитой русской тройкой, можно даже с бубенцами, в т.ч. и со всем знакомой телевизионной заставкой на РТР. В таком виде товарный знак КамАЗа уже можно было бы поместить и на герб города. Наб.Челны – новый город, построенный и функционирующий для вполне определенных целей и задач, и "промысел" его совсем и не звериный, и не бычий, и не "лодочный". В символике Наб.Челнов должен присутствовать его современный, в т.ч. и автомобильный "промысел".

Герб города — это не что иное, как его символическое графическое имя, которое, как и людям, дается при рождении и которое должно быть уникальным, т.е. нигде не повторяться и ни с чем не отождествляться. Наб.Челны — молодой, новый город. И имя этому молодому городу, как и ребенку, можно дать любое. Давали же Челнам имя Брежнева, но потом отказались. (Кстати, одновременно предлагаю переименовать Наб.Челны в Челны — короткое, простое и звучное слово). Один чудик дал своему ребенку имя даже из набора цифр, т.е. фактически присвоил своему ребенку номер и называет его не по имени, а по номеру. В принципе и Челнам тоже можно отчудить (особенно теперь, под Новый год) и свой герб изобразить в виде каких-нибудь абстрактных фигур, в т.ч. и что на бульваре Рубаненко, или на герб Наб.Челнов поместить черный квадрат Малевича и пусть люди гадают, что там изображено. Поэтому всем, но, прежде всего, депутатам, начальникам и властям надо определиться, что мы хотим иметь на гербе города: 1 - или красивую и романтичную картинку, как фантик для конфетки детям; 2 - или реальный образ реального города Наб.Челны с наиболее характерными и выразительными его символами.

Если мы хотим иметь романтичную картинку или конфетный фантик, то герб города можно искать, где угодно, в чем угодно и сколько угодно. Можно герб Челнов искать в истории, в географии, в краеведении, в мифологии, в археологии, в архивах, в библиотеках, в этнических особенностях татар, русских, болгар и других народов. Можно копаться в религиях, философиях, мировоззрениях. Можно возвращаться в далекое прошлое или забегать в близкое будущее. Можно таким методом перебора и подбора, таким случайным "методом тыка" случайно получить или более, или менее подходящий, или совсем не подходящий для Челнов герб. Но это будет не герб города, а герб отдельного человека или группы лиц, что не одно и тоже. Их главное отличие состоит в том, что герб отдельного человека или группы лиц может создать (нарисовать) любой человек, а герб города создавать не надо, т.к. его реальный образ уже есть и его надо только открыть людям графически. Первый путь — путь "слепого тыка" — бесперспективен (В Челнах проживает около полумиллиона человек. Теоретически столько же может быть и лично-частных гербов). А если идти вторым реальным путем, путем открытия и раскрытия уже реально существующего реального образа города, то герб города можно получить просто и очень даже просто, и не только "хоть завтра", а даже "хоть вчера", т.к. выбор на этом пути в Челнах не велик и очевиден. Но это возможно только в том случае, если мы захотим создать не вымышленный, а реальный герб, реально существующего города Наб.Челны, что полностью соответствует геральдической и теории, и практике. Для этого всем геральдистам надо разделиться на 2 группы: на "лириков" и на "физиков". (Лучше пару раз, но сразу, чем ни разу много раз толочь воду, в т.ч. и геральдической ступе). Поэтому, Господа-начальники!

Поставьте задачу, оплатите прошение И я дам вам геральдическое решение.

С позиций геральдистов-реалистов все настоящие, истинные гербы создавались в свое время и отражали тот реальный образ того или иного города, который был в то время, когда создавался тот или иной герб. Многие сторонники челнинского герба "для всех времен и народов" как и многие противники камазовской символики на гербе опасаются, что КамАЗ не вечен (кстати, одна ладья на гербе, а вместе с ней и весь герб тоже "повисают в воздухе" в случае переименования города, что не исключено хотя бы потому, что это уже было). Но эти опасения можно развеять примером берлинского герба, на котором изображен медведь. Где и кто теперь видел медведей в Берлине или хотя бы во всей Германии? А если они там где и есть, то только в зоопарке или в вольере. Но это уже не те медведи, что на гербе Берлина. Тогда, когда принимался герб Берлина, вокруг Берлина — тогдашнего медвежьего угла Европы — было полно диких медведей и этот тогдашний реальный образ города и отражен на его гербе.

Кроме всего этого челнинским гербистам-символистам и властям в городской символике было бы неплохо различать еще и два разных понятия: "СИМВОЛ" и "ГЕРБ" города. (Продолжение — смотри в конце — на 29 листе)

С уважением, Леон Ива — автор истинной челнинской символики (E-mail:iva7@inbox.ru) — житель города с 1970 года, изобретатель и писатель-самоучка описательно-изобретательного жанра, автор многих брошюр, изобретений и идей для людей.

ГЕРБ г.Наб.ЧЕЛНЫ. Символами городов, как правило, естественно СТАНОВЯТСЯ какие-нибудь уникальные здания или сооружения (как, например, Эйфелева башня в Париже), или события, легенды (как волчица Рима). А герб города "не становится", а СОЗДАЕТСЯ осознанно и уже после того, как определился, выкристаллизовался тот или иной символ того или иного города. Например, легендарная волчица Рима, вскормившая Ромула и Рема – основателей Рима – это, прежде всего, символ Рима и только потом, возможно, что и герб, но никак не наоборот. А поскольку бык или лодка – это никакие не символы Наб.Челнов, то и на герб города они тоже никак "не лезут" ни с какой разумной и тем более логичной стороны, и тем более по геральдической "идеологии". Наб.Челны – новый город и в нем естественно не успел еще выкристаллизоваться даже его символ и уж тем более его герб, который создается веками и "на века". А потому искусственно форсировать создание такого "искусственного" и тем более такого "звериного" или "грамофонного" герба было бы несколько преждевременным. Казань без герба живет уже 1000 лет и это не помешало ей стать столицей республики и иметь "свое лицо". Более разумным, дальновидным и, главное, более полезным было бы все усилия геральдистов сначала сосредоточить не столько на гербе, сколько на символе города, где ситуация не так противоречива и неопределенна, как с гербом. Тем более что в Наб.Челнах уже есть и реальный "кандидат" и на официальный символ города – это челнинская круглая башня – "тюбетейка", как ее прозвали в народе, которая уже и так давно стала если еще и неофициальным, но зато общенародным символом города. Полноценным символом города можно и надо сделать башню. Но теперешняя челнинская башня – это не только функционально недостроенное сооружение, но еще и недопроектированная по высоте башня. И ее внешне надо допроектировать сначала по высоте, чтобы она приняла свой законченный внешний вид именно, как круглая башня, такой, какой она является в своей уже построенной первооснове. И тогда она станет достойным символом города, резко и выразительно контрастируя с одноликим ландшафтом почти одинаковых коробок основной застройки города.

Ива Голос

Именно устремленные вверх сооружения башенного типа, как правило, и являются символами большинства городов во всем мире, как Эйфелева башня в Париже. Это телевизионные башни, ратуши, башни-замки, башни бывших оборонительных сооружений, в т.ч. кремлевские башни, в т.ч. и казанского кремля, в т.ч. и его башня Сююмбике. Предлагаемый здесь проект челнинской ива-башни продолжает эти вековые традиции и мирового, и российского, и татарского зодчества как гражданских, так и культовых сооружений, в т.ч. церквей и мечетей, и многих других соборных сооружений общегородского значения и назначения. Достроить челнинскую башню до символа города по моему проекту (см. обложку брошюры "Где и как нам жить?") можно просто и без больших затрат или путем надстройки ее уменьшенного подобия, или путем надстройки стального каркаса, облицованного снаружи вертикальными алюминиевыми панелями для гармонии как по цвету, так и по вертикальным линиям с уже построенным основным корпусом башни. Основной корпус башни не красить, а оставить естественный светло-серый цвет бетона. Нижние 2-3 этажа башни можно "облагородить" мрамором или цветным пластиком для гармонии с кольцевыми "тюбетейками" и основного корпуса, и надстройки, которые можно покрасить в русском и татарском национальных стилях, например, цветами флагов. Верхняя антенная труба может телескопически входить в нижнюю, может подниматься и опускаться для упрощения монтажа и эксплуатации теле-, радио- и других антенн. Челнинская башня даже недостроенной уже давно стала народным символом города и этот символ надо допроектировать и достроить до его логического и естественного завершения по предложенному на обложке брошюры "Где и как нам жить?" или близкого к нему проекту. Внутренняя начинка башни, назначение помещений и их отделка автора этого "внешнего" проекта мало интересует и может быть любой, на любой вкус и любого, кто вложит в ее реконструкцию деньги. А внешний вид башни – это достояние всех жителей города и только они могут и должны сказать по символу своего города свое последнее и решающее слово.

"Превращение" круглой башни в символ города лучше проводить в 2 этапа: 1 – сначала в символ города надо превратить только внешний вид башни; 2 – а потом уже искать инвесторов, определять функциональное назначение помещений, осуществлять их отделку. В этом случае желающих обосноваться в символе города будет значительно больше, чем теперь, и не только из Челнов, но и из республики, и из всей России, и даже из-за рубежа. Цена этой башни в целом и стоимость 1кв.м. площади в этом символе города многократно возрастет. Это же и насоящий, и стоящий бизнес! Денег на "внешнее" превращение башни в символ города надо совсем немного, их вполне можно собрать не только с предприятий, но и с жителей города, пустив "шапку по кругу". Так строились и должны строиться общественно значимые сооружения любого города. И тогда челнинская башня станет не только полноценным народным символом города, но и полноценной собственностью его жителей в лице мэрии. Если достроенная челнинская башня "в натуре" будет "смотреться" также или еще лучше, чем она изображена на обложке брошюры "Где и как нам жить?", то ее уже можно будет рассматривать как кандидата и на герб города, как его жилищный символ. Но кроме жилья в городе есть еще и отделенная и отдаленная от жилья пром.ком.зона, основу которой составляют заводы КамАЗа и которая по площади не меньше, чем жилой город. Это мало где встречающееся четкое разделение города на жилую и промышленную зоны, это раздельное функционирование заводов и города, который и появился на свет как следствие КамАЗа, но не наоборот, — тоже должно быть отражено на гербе. Символом пром.ком.зоны и КамАЗа может быть или стилизованный грузовик "КамАЗ" (лучше вид сбоку, и только наиболее выразительная его часть — "голова" автомобиля – его кабина, или камазовская лошадь, но не вся, а только ее голова и хвост, как наиболее выразительная часть камазовского товарного знака. Возможны и другие варианты.

Третьей составляющей герба должна быть его "привязка к местности", т.е. на гербе должна быть отражена наиболее характерная или важнейшая природная достопримечательность. Для Наб.Челнов – это река "Кама" – важнейшая водная артерия всей северо-восточной части Европы. Поэтому волнистая синяя линия, символизирующая Каму, а лучше несколько таких "волн", символизирующих еще и Камское водохранилище, на гербе тоже должно быть. Но "синюю" воду на гербе можно усилить еще и расположенной над ней плотиной, символизирующей и КамГЭСэнергострой, с чего и благодаря чему, собственно, и началось строительство и КамАЗа, и города. Еще с глубокой древности на гербах изображалось, как правило, то, "чем славен город". Герб города и изображенные на нем символы должны быть знакомы и легко узнаваемы и не только его жителями, но и всеми, кто хоть раз побывал в нем. Таким и должен быть истинный, естественный герб города. Именно таким и предлагается герб Наб.Челнов. А все остальное – это во многом "заумные" фантазии, которые могут быть какими угодно и сколько угодно. Но это уже будет не настоящий герб, а вымученная, искусственная его иллюзия желаемого и подделка его под действительность. Подводя итог всей этой геральдической "философии", ее анализу и синтезу, было бы лучше всего, если бы истинный герб города Наб.Челны выглядел реально и естественно:

1. Несимметричный герб:
1.1. В правой части герба, за плотиной или перед ней располагается символ собственно города Наб.Челны — челнинская круглая пурпурная башня, достроенная до логического (современного, усеченного, переменного по высоте, устремленного вверх) башенного завершения по предложенному на обложке брошюры "Где и как нам жить?" проекту (или близкому к нему, не исключено, что, возможно, даже еще и лучшему варианту).
1.2. Слева от башни располагается символ пром.ком.зоны и КамАЗа – это или голова лошади с корпусом и хвостом товарного знака КамАЗа, или стилизованный вид кабины с колесом автомобиля "КамАЗ" сбоку.
1.3. Внизу располагается синее поле с волнистыми линиями — символ реки "Кама" и камского водохранилища, а над ней — красная плотина с падающей в Каму синей водой — символ КамГЭСэнергостроя.
1.4. "На воде" надо расположить не праздную ладью, а рабочий, грузовой "ЧЕЛН" с парусом, созвучный с названием города, и без излишеств, как деталь герба, а не как его главный символ.

2. Симметричный герб:
2.1. Точно в средине герба располагается символ города – челнинская круглая пурпурная башня.
2.2. А по бокам от башни располагаются две симметричные, повернутые в противоположные стороны, головы лошади товарного знака КамАЗа, или голова лошади и кабина, или голова лошади и лебедь.
2.3. Внизу располагается символ реки "Камы" и Камского водохранилища, а над ней плотина, символизирующая ту же самую энергию, напор и жизненную силу, что и у набычившегося быка.
2.4. Челнинский "челн" лучше изобразить с парусом, но простым и всем понятным, лучше треугольным, как символ веры, надежды на лучшее будущее, символ перемены мест, человеческой миграции и эмиграции.
3. "Лебединые" варианты герба отличается от "лошадиных" тем, что на нем вместо лошадей, изображена или стая белых лебедей, или один белый лебедь на голубом фоне неба. Вместо стаи белых лебедей на синем фоне можно изобразить стаю синих журавлей на белом фоне в разных вариациях и комбинациях. Птицы вверху герба (журавли, лебеди...) — это символы и белого образа города, и "белых" людей, и их душ, символы свободы, полета, взлеты духа, полет мысли...
И с белой лебединой стаей, И белые Челны, как Родину, любя,
В поднебесье все мы улетаем..Там место есть и для тебя...

Это общая схема. Если кому-то покажется, что герб перегружен деталями, то некоторые символы можно исключить, можно выбрать даже один, но реальный символ города Все символы на этих вариантах герба являются не выдуманными или надуманными элементами полностью или частично, а реальными, наиболее характерными и наиболее выразительными для города Наб.Челны образами. На основе этой описательной геральдической идеи и этих 5 основных символов надо нарисовать (скомпоновать) несколько гербов, а уже из них выбрать лучший. Для реализации этих реальных гербов города "в натуре" желательно участие и "специалистов-геральдистов" (художников, дизайнеров, архитекторов, как профессионалов, так и любителей), которым теперь, как говориться, "все и карты в руки" – эта идея и символов, и герба города Наб.Челны. Если вместе со мной над этой и с этой моей реальной концептуальной идеей герба всем хорошо поработать, то вполне может получиться очень даже неплохой и символ, и герб города Наб.Челны, а заодно, и хорошие товарные знаки и КамАЗа (двуглавая лошадь), и КамГЭСэнергостроя (плотина), и КБК, и других предприятий и фирм (башня, челн, парус, лебедь), которые им у меня (как автора этих символов), — предлагаю приобрести.


С уважением, Леон Ива — автор истинной челнинской символики (42819, г.Наб.Челны, а/я19; тел. 53.64.39; E-mail:iva7@inbox.ru) См.далее ИВА-ЖИЛЬЕ. Или см. НАЧАЛО



Используются технологии uCoz